Наконец добралась до тренинга...

Статья замечательная, решила оставить информацию себе, буду пользоваться. (Жаль, не указано авторство, так что невольно буду плагиатить)
  
Проектирование урока с использованием дистанционных образовательных технологий

Требования к уроку, построенному на основе дистанционных образовательных технологий

1. Внешний порядок урока

Самым простым и самым элементарным является точное начало и точное окончание урока. Это требование к уроку с использованием ДОТ может являться определяющим, т.к. основано на финансовой дисциплине образовательного учреждения. К внешнему порядку относятся не только его точное начало и окончание, но и предусмотрительность всех внештатных ситуаций, которые могут возникнуть во время урока.

2. Внутренний порядок урока (его структура)

К внутреннему порядку урока относится целесообразное распределение урока на этапы, т.е. урок делится на четкие временные отрезки. Правильно спланированный урок содержит в каждом из своих этапов цель, мобилизующую учащихся, стимулирующую процесс учения, побуждающий мотивацию, т.е. учащиеся должны знать, чего от них требуют, что они должны прочно усвоить. Структурно хорошо подготовленный урок учитывает уровень подготовленности учащихся, характеризуется четким распределением учебного материала, позволяет учащимся последовательно продвигаться им от одной частной цели урока к другой.

3. Проблемный подход к обучению, в котором учащиеся должны совершить по существу те же мыслительные операции, которые характерны и для процесса научного познания:

- понимание проблемной ситуации и осмысление проблемы;

- установление частных вопросов или проблем, поиск предпосылок для решения, выдвижения гипотез, предположений, возможных путей решения или самих решений;

- решение проблемы, оценка решения.

4. Соответствие урока дидактическим принципам:

наглядность и точность при выработке представлений и понятий, опора на изученный материал, соответствие упражнений и контрольных заданий данному уроку и т.д.

5. Требования к обучаемым, непосредственным участникам урока

- иметь навыки пользователя компьютера: уметь набирать текст и создавать рисунки, сохранять их во внешней памяти компьютера, архивировать и разархивировать файлы, уметь пользоваться электронной почтой, программой-просмотрщиком веб-страниц, технологиями гостевой книги и беседы (chat). В случае неподготовленности непосредственных участников урока по перечисленным параметрам большая часть работы ложится на тьютора.

6. Высокая активность учащихся. Как ее достичь? В первую очередь, создать такие условия, при которых учащиеся непроизвольно войдут в процесс обучения и будут участниками решаемых задач до конца урока. Для этого целесообразно распределить урок на этапы, позволяющие продвигаться учащимся от одной цели к другой, в соответствии с целями всего урока. Другими словами, в течение всего урока необходимо поддерживать у учащихся интерес к уроку, создавать мотивы активизации их деятельности.

7. Мотивация деятельности учащихся

Еще А. Дистервег понимал, что "развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования" Умелая мотивация побуждает в учащихся внутренние противоречия, высвобождает сильные динамические тенденции, вызывающих деятельность. Мотивация достигается реальными целевыми установками учащихся, заключающихся в создании проблемных ситуаций, которыми могут являться "странные истории", неожиданные факты и т.д. Умелая мотивация позволяет включать учащихся в осознанный процесс познания.

Например, соединять познание с опытом учащихся, побуждать учащихся к познанию и решению проблем, учитывать эмоциональное и рациональное во взаимосвязи и т.д. С этим необходимо тесно связать процессы повторения и закрепления. Исследования Г.И. Щукиной показывают, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес.  Первичной формой познавательного интереса является любопытство, затем появляется любознательность и увлеченность...

8. Методы урока:

частично-поисковые, эвристические методы с проблемным изложением материала, а также исследовательские методы, позволяющими учащимся самостоятельно решать новые для них познавательные задачи находить новые решения уже известных задач, доказательств теорем и т.д.

Порожденные проблемной ситуацией противоречия с необходимостью порождают процесс мышления... При подготовке урока важно не упустить из поля зрения ни один из этих компонентов.

Алгоритм разработки урока, на основе ДОТ

1.Определить тему урока. Выделить основные учебные элементы.

2.Определить тип урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль и т.д.).

3.Выбрать наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели дистанционного урока. Выбор модели дистанционного урока осуществляется с учетом уровня ИКТ-компетентности дистанционных учеников. (Для этого рекомендуется провести анкетирование учеников).

4.Определить форму проведения дистанционного урока (вебинар, веб-квест, семинар, конференция и т.д.).

5.Выбрать способ доставки учебного материала и информационные обучающие материалы.

6.Выбрать форму структуризации учебных элементов, формы их предъявления ученикам (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.).

7.Подготовить глоссария по тематике дистанционного урока.

8.Разработать контрольных заданий для каждого учебного элемента урока. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников.

9.Подобрать список литературы и гиперссылок на ресурсы Интернет (аннотированный перечень лучших сайтов по данной тематике, сайты электронных библиотек и электронных магазинов) подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет.

10. Определить время и длительность работы за компьютером, исходя из возрастной категории обучающихся.

Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся:

1-х классов - 10 мин,

2-5-х классов - 15 мин,

6-7-х классов - 20 мин,

8-9-х классов - 25 мин,

10-11-х классов - 30 мин.

11. Подготовить методические рекомендации и технологическую карту урока для тьютора.

12. На основе анализа результатов уровня ИКТ-компетентности учеников подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.

13. Провести тестирование урока, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.

14. Проведение урока.

15. Анализ урока. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны учеников, тьютора, и учителя.

Примерный план урока

При проектировании урока необходимо подготовить план урока, который может состоять из следующих пунктов:

1). Выбор типа урока: изучение нового материала, закрепление пройденного, лабораторная работа, практическая работа, лабораторный практикум, контроль и оценка знаний учащихся, обобщение и систематизация знаний и др.

2). Постановка цели урока.

3). Краткий конспект урока, описывающий методы работы и задания для учащихся, предусматривающие конкретное время выполнения.

4). В плане урока указать используемые при проведении урока ссылки Интернет-ресурсов (URL-адреса).

5). При необходимости, если урок позволяет, предусмотреть практические и контрольные работы, а также домашнее задание для учащихся. При этом необходимо предусмотреть разноуровневый подход, т.е. по возможности правильно и индивидуально подойти к разной категории обучаемых учеников (индивидуальный подход). Контроль и оценку давать на каждом уроке. Домашнее задание может выполнять различные функции: закрепление полученных на уроке знаний и навыков, обобщения, систематизации либо применения на уроке знаний и умений на практике, обеспечения исходного уровня последующего урока, а также для самостоятельной проработки нового материала. Оно используется также для устранения пробелов в знаниях, подготовки к экзаменам или к работе над новым материалом и т.д.

6). Оценка деятельности учеников. Богатый опыт многих поколений учителей и основные положения дидактики говорят о том, что если хочешь привить солидные знания и умения, то на занятиях необходимо осуществлять их контроль и оценку. При этом, любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.

7). Рефлексия, предусматривающая общий анализ урока, его позитивные и негативные стороны, возникшие проблемы и способы их преодоления.

При подготовке урока необходимо учитывать, к какому классу можно отнести планируемый урок.

Сценарий урока

Модель структуры дистанционного урока включает в себя следующие элементы:

1. Мотивационный блок. Мотивация - необходимая составляющая дистанционного обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учениками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки студента.

2. Инструктивный блок (инструкции и методические рекомендации).

3. Информационный блок (система информационного наполнения).

4. Контрольный блок (система тестирования и контроля).

5. Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой).

Формат проведения урока: ON-LINE – режим

Форма организации деятельности – индивидуальная, работа в парах

Статья взята отсюда: http://68cdo.ru/moodle/course/view.php?id=492 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога